Конец «золотой жизни» края?
Если посмотреть на экономико-социально-скандальную карту Дальнего Востока, то Хабаровский край будет смотреться на ней этаким островком стабильности и относительного благополучия. Здесь нет проблем с водой, не замерзают в своих жилищах жители. Нет проблем с рыбной или алмазной мафией и губернатор не скупает иностранные спортивные команды. Нет, нельзя говорить, что у нас нет проблем, как и вся наша страна, мы до сих пор переживаем последствия шокового одемокрачивания. Но, по крайней мере, у нас строятся дороги, газопровод, больницы. Наши хоккейные команды выступают в высших эшелонах Российских чемпионатов. В крае развивается строительство жилья, курируемое самим губернатором.
Откуда же есть пошел этот наш остров? Что поддерживает его на плаву? У нас, как и везде, пышным цветом расцветает торговля. Но ведь чтобы торговать нужно иметь или деньги или товары. А ведь наши заводы, как и почти все заводы России стоят или почти безуспешно борются за существование. Наше сельское хозяйство находится в таком же завале, больших добывающих кампаний на территории края не наблюдается.
По сути дела «денежные места» края можно пересчитать по пальцам. Это, естественно, рыба и лес, причем, в большом количестве. Из предприятий можно выделить КнААПО и … все. Но ведь рыба и лес ресурсы исчерпаемые. А КнААПО у нас уже практически отобрали, присоединив к АКБ «Сухой».
Есть (пока что) у нас еще один мощный работодатель и налогоплательщик – это артель старателей «Амур». В крае немало артелей, но с этой не сравнится ни одна. Она обеспечивает большие и стабильные доходы не только своим руководителям, но и всем работникам. Дает работу многим тысячам жителей края, платит большие налоги в краевую казну. Артель не замыкается на золоте. У нее есть свои производства, начиная от мясо-молочных ферм и заканчивая заводом синтетических моющих средств. Старатели имеют собственную авиакомпанию и метеослужбу. Мой отец по работе бывал на приисках артели «Амур». Он в шутку называл их островками коммунизма. Там есть все, чтобы люди могли работать в комфортных условиях, не заботясь о быте и пропитании. Самому мне пришлось побывать лишь на пригородной базе артели. Не знаю, на основе чего они ее построили. Но зрелище впечатляет. Наше хабаровское локомотивное депо, которое является одним из самых крупных в Сибири и на Дальнем Востоке, выглядит по сравнению с этой базой если не карликом, то недоростком уж точно. Это по размерам, а по оснащению и по состоянию помещений, деповчане даже после реставрации некоторых цехов плетутся далеко в хвосте.
В общем, мы имеем стабильно развивающееся предприятие. Которое выгодно как гражданам, дает работу и хороший заработок, так и краю и государству, т.к. экономический рост, отмечаемый с такой скрупулезностью каждый месяц нашим правительством складывается и из показателей этого предприятия.
И что же происходит в один прекрасный момент? Некие чиновники (ВДРУГ?!) обнаруживают у старателей многочисленные нарушения по линии природоохраны. Ну, как же так, десять лет работали без нарушений, а тут вдруг взяли и нарушили? И в один момент решается вопрос об отзыве лицензии. Руководитель предприятия назначается главным дальневосточным олигархом. Нет бы дать время на ликвидацию нарушений, ничуть не бывало, лицензию, как партбилет – вынь да положь. И с чего бы это такая запоздавшая принципиальность?
А ларчик, как всегда, имеет двойное дно. А в нем, оказывается, находится частная и меркантильная заинтересованность чиновников. Мало дали? Или вообще не дали? Как оказалось, за «дальневосточного олигарха» «подписался» губернатор. И чиновники оказались в каталажке. Но не думайте плохо об их московских покровителях, это было не на долго.
Нет, не может быть, чтобы какой-то местечковый губернатор с местечковым же олигархом оказались сильнее московской министерской машины. Запущенная против артели, она продолжает набирать обороты. И вот уже господин Лопатюк объявляет с телеэкрана: «Извините, дорогие сограждане, но сокращение грядет». Не помогает и личное участие первого лица края, не прошибает чиновничьих бастионов и тяжелая артиллерия в виде краевых депутатов Госдумы. Остается последняя надежда – письмо лично Президенту. Но пойдет ли он против своих, против Москвичей?
А меня в связи со всем этим, посещают вот какие мысли.
Во-первых, куда деться после сокращения артельщику, если он получал в год столько, чтобы хватило на однокомнатную квартиру? Вы думаете, что он пойдет на завод – чтобы иметь в месяц две-три тысячи? Я так не думаю. И в скором времени я увижу этого человека либо спившимся алкашом около своего подъезда, либо с ножом у моего горла, когда он скажет: «Жизнь или кошелек». Это уже от характера зависит. Но мне лично не улыбается ни одна из этих версий. Сам-то господин Лопатюк не пропадет, предприятия, что не связаны с золотодобычей, работать будут. А вот куда идти моему однокласснику, которого работа в артели вытащила из наркотической зависимости? Обратно на иглу?
Во-вторых, я не представляю себе, как отреагировали бы фанаты «Спартака», если госчиновники разогнали бы спонсоров их команды. Думаю, этим людям в Москве места маловато стало бы. А наши что? Так и дадут спокойно похоронить любимый клуб, из которого уже началось бегство лучших игроков?
В-третьих, учитывая хорошие отношения между г. Ишаевым и г. Лопатюком, можно с уверенностью заявить, что удар по артели, этот удар и по нашему губернатору. И это накануне недалеких выборов! Неужели мы хотим, чтобы на место губернатора встал новый чиновник, который, естественно, начнет свою работу с обеспечения себя и своей родни? Я, например, с ужасом жду теперь выборов губернатора.
И, в-четвертых. Я не думаю, что господину Путину станет известна эта статья, но я все-таки скажу, что, разрушив артель «Амур», и не обратив внимания на обращение к нему жителей края, он потеряет на выборах голоса большинства жителей нашего региона. Хотя мы и капля в море россиян. Но, как говорят, без копейки рубля не будет и не нужно забывать, что Москва это только столица, только денежный мешок, а все богатство, его наполняющее – это мы - регионы.